В этой статье мы расскажем о цвете драгоценных и полудрагоценных камней и о причинах его возникновения. Приведённая информация о факторах, влияющих на наблюдаемый цвет, его составляющих, поможет при покупке или продаже натуральных ограненных экземпляров и пригодится при оценке. Вы также узнаете основные причины, вызывающие появление дополнительных оттенков в самоцветах. А сведения о влиянии окраски экземпляра на его стоимость могут помочь в понимании устройства рынка драгоценных камней.
На фото: цветовые разновидности минерала берилла: аквамарин (голубой), персиково-розовый морганит и золотисто-желтый гелиодор
Цвет - это самая важная характеристика любого камня. Из всех параметров качества именно от окраски сильнее всего зависит общая привлекательность и стоимость драгоценного камня. Цвет является также важным диагностическим признаком при идентификации самоцветов. Качество цветных натуральных ювелирных камней оценивают специалисты по драгоценным камням - геммологи.
Содержание статьи:
- Главная причина возникновения цвета
- Влияние освещения и внешних факторов на наблюдаемый цвет камня
- Как описать цвет ювелирного камня
- Дополнительные цвета
- Влияние окраски на стоимость
Главная причина возникновения цвета
На фото: рубин топового красного цвета, 4,06 карата, Бирма
Главная причина возникновения цвета – способность драгоценного камня избирательно поглощать световые лучи из спектра белого света. Основные составляющие, которые формируют восприятие окраски человеком - это свет, камень и сам наблюдатель. Белый свет содержит все спектральные составляющие (т.е. все цвета радуги).
Каждому цвету соответствует определённая длина волны. Когда свет достигает камня, то часть спектра белого света поглощается, а совокупность прошедших через камень световых волн возвращается в глаз наблюдателя и вызывает ощущение, который он видит. Если ювелирный камень полностью поглощает все длины волн, то он будет казаться чёрным. Если же полностью отражает (или пропускает) свет, то он воспринимается наблюдателем как белый или бесцветный. Камень, поглощающий свет лишь с определёнными длинами волн, кажется наблюдателю окрашенным в определенный цвет.
Рассмотрим это на примере. Цвет рубина мы воспринимаем как красный, т.к. камень поглощает из света зелёные, синие и фиолетовые лучи, а пропускает только красные, оранжевые и жёлтые. Когда прошедшие сквозь рубин лучи доходят до глаз наблюдателя, то мозг человека объединяет их и интерпретирует как красный.
Влияние освещения и внешних факторов на наблюдаемый цвет камня
Влияние освещения и внешних факторов на наблюдаемый цвет минерала может быть весьма существенным. Сам тип освещения (его цветовая температура) оказывает большое влияние на видимый наблюдателем цвет образца. Так лампы дневного света (белый свет) испускают больше синих, фиолетовых и зелёных лучей, которые усиливают соответствующие цвета в камнях. А свет ламп накаливания (жёлтый свет) содержит больше красных, оранжевых и жёлтых лучей, поэтому камни таких же цветов будут лучше выглядеть при таком освещении. Так по этой причине при продаже красных рубинов освещение витрины продавцы зачастую делают с лампами, дающими жёлтый свет, а витрину с синими сапфирами будут освещать уже лампы дневного света (белый свет). Этот фактор визуального улучшения цвета в зависимости от типа освещения нужно учитывать при покупке камней. Стандартное же освещение для оценки цвета - это геммологические лампы с дневным светом (365 нм).
На видео: синий сапфир при разном освещении. При свете лампы накаливания появляется фиолетовый оттенок
Как описать цвет ювелирного камня
Чтобы описать цвет ювелирного камня, его окраску, геммологи могут использовать различные эталоны. При этом принято указывать три основных составляющих цвета:
- цветовой тон
- светлота
- насыщенность.
Цветовой тон - характеристика цвета, которая определяет его соответствие чистому спектральному излучению. Это зрительное впечатление. При этом описывается основной тон и дополнительный оттенок (например, оранжевый, желтовато-оранжевый). Наиболее высоко ценятся цветные ювелирные камни, цвет которых максимально близок к чистому спектральному, без дополнительных оттенков.
На фото: цирконы из Камбоджи. Цвет верхних экземпляров ценится примерно в два раза выше, чем нижних, т.к. он более насыщенный и не такой светлый.
Светлота - характеристика цвета, обусловленная способностью камня поглощать или отражать световое излучение. Она описывает положение цвета камня на шкале от тёмного до светлого. Если камень интенсивно поглощает падающее на него световое излучение – он выглядит тёмным, если поглощает слабо и в основном отражает – светлым. Пример: цвет может описываться как тёмный зеленовато-голубой или средний зеленовато-голубой, светлый зеленовато-голубой.
Насыщенность – это сила или интенсивность восприятия цветового тона, яркость окраски. Например, «бледный красный» – это красный цвет слабой насыщенности, а «яркий красный» – это красный высокой насыщенности.
Дополнительные цвета
Дополнительные цвета, кроме основной окраски, могут проявляться в некоторых камнях по разным причинам. Рассмотрим основные причины, вызывающие появление дополнительных цветов:
- Эффект смены цвета
- Плеохроизм
- Окно
- Цветовая зональность
Эффект смены цвета (color change)
Эффект смены цвета (color change) - оптический эффект, когда при дневном освещении и при свете лампы накаливания наблюдаются два цвета. Основным считается цвет, видимый под лампой дневного света, а под лампой накаливания - дополнительный. Интенсивность изменения цвета определяется как слабая, умеренная и сильная. Эффектом смены цвета обладает александрит, который меняет цвет с зелёного (при дневном освещении) на красный (при свете лампы накаливания). Так же этот эффект может проявляться в некоторых гранатах, шпинелях, корундах и в других минералах.
На фото: гранат с эффектом смены цвета под дневным светом геммологической лампы (слева) и под "жёлтым" светом фонарика (справа), 11,30 карата
Плеохроизм
Плеохроизм - свойство прозрачного минерала, при котором можно видеть изменение цвета в зависимости от направления наблюдения. Цвет плеохроизма оценивается в том случае, если он виден со стороны площадки камня. Интенсивность проявления плеохроизма оценивается как слабая, умеренная и сильная. Сильный плеохроизм характерен, например, для турмалинов и танзанитов.
На фото: наблюдение цветов плеохроизма в танзаните через специальный инструмент - дихроскоп
На фото: наблюдение цветов плеохроизма в ограненном рубеллите
Окно
Окно - участок бледной окраски, который может находиться в центре ограненного образца, если не соблюдены правильные пропорции огранки. При этом происходит "утечка" света через грани павильона. Дополнительный цвет оценивается, если размер «окна» составляет более 50% относительно площади камня. Экземпляры с крупным «окном» выглядят не очень привлекательно, и их стоимость ниже.
На фото: из-за малой глубины павильона по центру жёлтого сапфира образовалось бледное "окно"
Цветовая зональность
Цветовая зональность – это неравномерное распределение цвета, заметное при просмотре через площадку камня. Камень могут специально гранить так, чтобы при просмотре со стороны площадки были видны участки различных цветов. Это характерно, например, для аметринов и полихромных турмалинов. Но для многих камней наличие цветовой зональности, видной со стороны площадки камня в виде чередования светлых и насыщенных участков, будет считаться недостатком, и тогда она снижает стоимость. Неравномерность окраски может выражаться в виде пятнистости в сапфирах, рубинах, изумрудах и т.д.
На фото: сапфир из Шри-Ланки. Если бы сапфир был однородным голубым, то он стоил бы дороже
На фото: полихромный турмалин из Мозамбика. Наличие разноокрашенных цветовых зон в этом камне не снижает его стоимости
На видео: полихромный турмалин, правильно ориентированная цветовая зональность от розового до зеленого делает его более привлекательным
Влияние окраски на стоимость
Влияние окраски на красоту может иметь ключевое значение при оценке стоимости драгоценного камня. Чем камень красивее, тем он будет дороже. Наиболее высоко ценятся экземпляры ярких насыщенных цветов. Очень светлые или очень тёмные камни стоят значительно дешевле. Наличие нежелательных дополнительных оттенков может снизить стоимость в разы по сравнению со стоимостью камня, имеющего чистый спектральный тон. При покупке стоит обратить особое внимание и на однородность распределения окраски. Так, например, цена синего сапфира с равномерным распределением окраски может быть в 2 раза выше цены сапфира, у которого со стороны площадки будет заметна зональность. На цену может влиять даже мода на какой-то определённый цвет в данном сезоне. Выше остальных ценятся камни редких окрасок, поэтому во многих случаях цвет, его оставляющие (тон, светлота, насыщенность) непосрественно влияют на цену.
Также часто влияет на цену факт облагораживания экземпляра, то есть был ли конкретный камень подвергнут воздействию с целью улучшения цвета. В большинстве случаев необлагороженные экземпляры с полностью природной окраской оцениваются выше гретых, например, синие сапфиры. Однако не всегда стоимость зависит от облагораживания. К примеру, на стоимость танзанитов не влияет проведенная термообработка.
На фото: сфены из Мадагаскара массой 25,17 и 22,18 карата. Окраска камня слева ценится меньше, т.к. в нём присутствует более выраженный жёлтый оттенок и наблюдаются крупные тёмные зоны
Ознакомиться с камнями различных окрасок Вы можете в каталоге компании Gem Lovers.
Автор статьи - Михаил
14 January 2016